Актуальность темы и имеющийся опыт работы
Актуальность развития
финансовой грамотности школьников обусловлена последствиями
социально-экономического кризиса, втягивающего в экономические отношения и
подрастающее поколение.
Финансовая культура в
современном развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно
необходимым элементом в системе компетенция и правил поведения. Дети рано
включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой,
ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других
финансово-экономических отношениях, овладевая финансовой компетентностью в
личном опыте. У несовершеннолетних возникают ответно-защитные реакции
подростков на процесс самостоятельного разрешения острых финансовых ситуаций,
связанный с реализацией материальных и духовных потребностей.
В современном обществе семья испытывает существенные трудности по ряду причин: усиливается расслоение семей по уровню доходов;
растет число разводов; внебрачных детей; разрушается традиционная структура семьи за счет
увеличения количества
непол-ных, материнских, альтернативных, маргинальных семей.
Между тем, каждая вторая российская семья за гранью прожиточного минимума.
Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в
области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и
принимать разумные решения.
Знание ключевых
финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность
человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет
доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет,
создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых
финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора.
Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты.
Стоит отметить, что от
общего уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее
экономическое развитие. Низкий уровень таких знаний приводит к отрицательным
последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства,
частного сектора и общества в целом. Поэтому разработка и внедрение программ по
повышению финансовой грамотности населения – важное направление государственной
политики во многих развитых странах. Высокий уровень осведомленности жителей в
области финансов способствует социальной и экономической стабильности в стране.
Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной
задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков
мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д.
В России финансовая
грамотность находится на низком уровне. Лишь небольшая часть граждан
ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами.
Такая статистика показывает, что заниматься повышением финансовой грамотности
населения необходимо на государственном уровне.
В «Национальной
программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской
Федерации» отмечается, что подготовка молодого человека к разумному финансовому
поведению, умению принимать решения в финансовой сфере, обеспечить личную
финансовую безопасность и собственное благосостояние, а также способность и
готовность внести вклад в развитие экономики, выступает актуальной задачей
образования и ресурсом развития государства. Лучшим этапом жизненного цикла
человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки
финансовой грамотности, является этап получения образования в школе, поскольку
в современном мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их
значение и учатся зарабатывать, школа должна помогать учащимся начинать
адаптацию к активной жизни в условиях рынка.
В нашей школе, также как
и во многих других школах, учащиеся получают знания по основам финансово
грамотности в рамках обязательного предмета "Обществознание", а также
спецкурсов «Право» и «Экономика». Кроме того, знакомство с финансовой
грамотностью происходит и на таких уроках, как математика, география,
информатика, технология и др. Во время урочной деятельности для решения
практических задач широко применяются задания финансовой направленности, так
при знакомстве с электронными таблицами школьники учатся выполнять расчёты
затрат на коммунальные услуги (свет, воду, газ); учатся планировать, прогнозировать
и экономить семейный бюджет; производят расчёты заработной платы. Хороший опыт
ведения хозяйства получают школьники, играя в обучающую игру «ЖЭКА».
Модель организации финансового просвещения в МКОУ «СОШ №3»
Организация финансового
просвещения в школе должна строиться с учетом возрастных, социальных и
психологических факторов, которые влияют на формирования у человека финансовых
знаний, установок и привычек (устойчивых моделей финансового поведения).
Учет этих факторов и
индивидуальных особенностей «получателя» просветительской информации определил
содержание программ финансовой грамотности, и наиболее результативные способы и
формы финансового просвещения в МКОУ «СОШ №3».
Введение «Основ Финансовой
грамотности в МКОУ «СОШ №3» планируется в два этапа:
I этап -
подготовительный (II полугодие 2018-2019 у.г.) - в ходе которого пройдут семинар-совещание
для педагогов школы, Неделя финансовой грамотности, в которой примут участие
обучающиеся 1-11 классов, встречи с работниками финансовых организаций, семинар
для родителей и др.
IIэтап - введение курса
«Основы финансового просвещения» в рамках внеурочной деятельности по предмету
«Обществознание», как погружение в тему через реализацию 10 часовых
образовательных модулей.
Образовательный модуль
«Финансовая грамотность», в количестве 10 часов, предоставляет обучающимся
возможность использовать знания и навыки для принятия правильных решений,
связанных с деньгами и тратами. Финансовая грамотность затрагивает большой круг
различных финансовых тем, начиная от ежедневных навыков ведения персонального
финансового учета до долгосрочного - планирования личных финансов для выхода на
пенсию.
Каждый Модуль это
погружение в экономические темы, которые изучаются в рамках предмета
«Обществознания». В каждом модуле рассматриваются теоретические вопросы.
Закрепляющие и обобщающие занятия предусмотрены в игровой форме. Игровой
вариант обобщающего и закрепляющего занятия выбран не случайно. Учащиеся
средней школы еще очень восприимчивы к такой форме работы, к тому же экономика
для них – совершенно новый и на первом этапе не очень понятный предмет. Игровые
формы позволяют раскрепостить учащихся и вовлечь их в удивительно интересный
мир экономики, сделать более насыщенными и увлекательными стартовые шаги в этой
области.
В 5 классе, в рамках предмета «Обществознания» во второй
четверти предусмотрено изучение раздела «Семья», где рассматривается такая
тема, как «Семейное хозяйство», а в третьей четверти – «Труд – основа жизни». В
связи с этим, во второй четверти необходимо ввести
I Модуль по Основам
финансовой грамотности «Учимся распоряжаться деньгами» (10 часов):
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Форма проведения |
1 |
Что такое деньги и их функции |
1 |
усвоение новых знаний |
2 |
Игра «Копейка рубль бережет» |
1 |
урок-игра |
3 |
Личные и семейные доходы |
1 |
усвоение новых знаний |
4 |
Ролевая игра «Как увеличить доход» |
1 |
ролевая игра |
5 |
Личные и семейные расходы |
1 |
усвоение новых знаний |
6 |
Ролевая игра «Куда уходят деньги?» |
1 |
ролевая игра |
7 |
Семейный бюджет |
1 |
усвоение новых знаний |
8 |
Особые жизненные ситуации и как с ними
справиться |
1 |
усвоение новых знаний |
9 |
Квест-игра «Семейный бюджет» |
2 |
квест-игра |
В 6 классе в рамках предмета «Обществознания» в
первой четверти происходит изучение таких тем, как «Человек и его
деятельность», «Потребности человека». Предполагается, что в 5 классе
обучающиеся уже изучили такие разделы как «Семья», «Родина». Таким образом, в
первой четверти в рамках внеурочной деятельности обучающихся происходит
погружение в тему в рамках II Модуля Основ финансовой
грамотности «Семья и государство: как они взаимодействуют» (10 часов):
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Форма проведения |
1 |
Государство – это мы |
1 |
усвоение новых знаний |
2 |
Налоги, которые есть в нашей жизни |
1 |
усвоение новых знаний |
3 |
Деловая игра «Налоговый инспектор» |
1 |
деловая игра |
4 |
Страхование |
1 |
усвоение новых знаний |
5 |
Деловая игра «Страховой агент» |
1 |
деловая игра |
6 |
Защита прав потребителей |
1 |
усвоение новых знаний |
7 |
КВН «Потребитель всегда прав!?» |
1 |
рок-игра |
8 |
Социальные пособия: как они могут помочь в
жизни |
1 |
усвоение новых знаний |
9 |
Игра «Что? Где? Когда? |
2 |
игра |
В 7 классе в рамках предмета «Обществознания» во
второй четверти изучается большой раздел «Человек в экономических отношениях»,
в это же время целесообразно погружение в рамках внеурочной деятельности
в III Модуль Основ финансовой грамотности «Финансовый бизнес:
чем он может помочь семье» (10 часов):
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Форма проведения |
1 |
Предпринимательство и предпринимательская
деятельность |
1 |
усвоение новых знаний |
2 |
Формы предпринимательства |
1 |
усвоение новых знаний |
3 |
Собственный бизнес – собственные проблемы |
1 |
усвоение новых знаний |
4 |
Деловая игра «Бизнес план» |
1 |
деловая
игра |
5 |
Реклама и бизнес |
1 |
усвоение новых знаний |
6 |
Деловая игра «Рекламное объявление» |
1 |
деловая игра |
7 |
С какими финансовыми рисками может встретиться
бизнесмен |
1 |
усвоение новых знаний |
8 |
Валюта в современном мире |
1 |
усвоение новых знаний |
9 |
Квест-игра «Строим свой бизнес» |
2 |
квест-игра |
В 8 классе в рамках предмета «Обществознание» во
второй и третьей четверти изучается раздел «Экономика». Опираясь на знания
полученные как в рамках курса «Обществознания», так и в рамках внеурочной
деятельности по Основам финансовой грамотности, изученных в 5-7 классах В
третьей четверти целесообразно ввести погружение в предмет через IV Модуль
Основ финансовой грамотности «Банки: чем они могут быть полезны в жизни» (10
часов):
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Форма проведения |
1 |
Что такое банк? Банковские услуги |
1 |
усвоения новых знаний |
2 |
Польза и риски банковских карт |
1 |
усвоения новых знаний |
3 |
Игра «Кто хочет стать банкиром?» |
1 |
урок-игра |
4 |
Кредит: зачем он нужен и где его получить |
1 |
усвоения новых знаний |
5 |
Какой кредит выбрать и какие условия
предпочесть |
1 |
усвоения новых знаний |
6 |
Деловая игра «Банковский кредит» |
1 |
деловая игра |
7 |
Обмен валют |
1 |
усвоения новых знаний |
8 |
1 |
усвоения новых знаний |
|
9 |
Ролевая игра «Идем в банк» |
2 |
ролевая игра |
В 9 классе в рамках курса «Обществознание» изучение
Основ экономики и Финансовой грамотности не предусмотрено. Однако в рамках
внеурочной деятельности в третьей четверти обучающимся предлагается
последний, V Модуль «Основы финансовой грамотности». Учащиеся,
при прохождении этого Модуля повторяют и закрепляют все темы, которые были
изучены ранее в рамках внеурочной деятельности на 10-часовых Модулях по Основам
финансовой грамотности.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Форма проведения |
1 |
Принятие финансовых решений. |
1 |
повторение и
закрепление |
2 |
Зарабатывание денег. |
1 |
повторение и
закрепление |
3 |
Самостоятельная жизнь. |
1 |
повторение и
закрепление |
4 |
Личное финансовое планирование. |
1 |
повторение и
закрепление |
5 |
Банковский сервис. |
1 |
повторение и
закрепление |
6 |
О кредитах. |
1 |
повторение и
закрепление |
7 |
Налоги. |
1 |
повторение и
закрепление |
8 |
Социальное обеспечение |
1 |
повторение и
закрепление |
9 |
Квест-игра «Мои первые шаги в мире финансов» |
2 |
квест-игра |
Таким образом, во время
обучения в основной школе, обучающиеся получат основные знания по Основам
финансовой грамотности, которые помогут им в дальнейшем осуществлять грамотное,
разумное финансовое поведение.
План мероприятий по организации финансового просвещения
в МБОУ «СОШ №3»
№ |
Мероприятия |
сроки |
Целевая аудитория |
Ответственные |
I ЭТАП |
||||
1 |
Семинар-совещание «Введения Основ финансовой
грамотности в образовательных учреждениях» |
январь 2018 |
учителя-предметники,
классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог |
директор, зам.директра по НМР |
2 |
Неделя финансовой грамотности «Единый урок финансовой грамотности» Круглый стол «Подрастающее поколение в мире
денег» Деловая игра «Банк идей» Квест-игра «Экономический калейдоскоп» «Путешествие в страну Капиталия» Конкурс проектов «Мой бизнес проект» Тематический семинар для родителей с
приглашением специалистов |
март 2018 года |
1-11классы |
зам.директора по НМР, зам.директора по ВР, учителя-предметники, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители |
5-11 класс |
||||
10-11 класс |
||||
8-9 классы |
||||
5-7 классы |
||||
1-4 классы |
||||
8-11 классы |
||||
родители |
зам.директора по ВР классные руководители |
|||
3 |
Включение в курс «Профессиональный выбор»
лекционных материалов по финансовой грамотности, проведение деловых игр |
в течение учебного
года |
9 классы |
В.В.Кузнецова, педагог-психолог |
4 |
Решение практических экономических задач,
связанных с жизненными ситуациями на уроках математики, экономической
географии, информатики |
в течение ученого года |
1-11 |
руководители ШМО
математики, географии |
5 |
Организация встреч с работниками банков,
кредитных организаций, системы налоговых органов, финансистами и т.д. |
в течение учебного
года |
5-11 |
зам.директора по НМР |
6 |
Тематический семинар для родителей с
приглашением специалистов |
II п/г 2018-2019 у.г. |
1-11 |
зам.директора по ВР, классные руководители |
II ЭТАП |
||||
7 |
Введение «Основ финансовой грамотности» в
рамках внеурочной деятельности: I Модуль по Основам финансовой грамотности
«Учимся распоряжаться деньгами» (5 класс) II Модуля Основ финансовой грамотности «Семья
и государство: как они взаимодействуют» (6 класс) III Модуль Основ финансовой грамотности
«Финансовый бизнес: чем он может помочь семье» (7 класс) IV Модуль Основ финансовой грамотности «Банки:
чем они могут быть полезны в жизни» (8 класс) V Модуль «Основы финансовой грамотности» (9
класс) |
2018-2019 у.г. |
5-9 классы |
Козина А.А., учитель истории и
обществознания |
ноябрь-декабрь 2018 г. |
5классы |
Козина А.А., учитель истории и
обществознания |
||
сентябрь-октябрь 2018 г. |
6 классы |
Козина А.А., учитель истории и
обществознания |
||
ноябрь-декабрь 2018 г. |
7 классы |
Козина А.А., учитель истории и
обществознания |
||
февраль-март 2019 г. |
8 классы |
Козина А.А., учитель истории и
обществознания |
||
февраль-март 2019 г. |
9 классы |
Козина А.А., учитель истории и
обществознания |
Планируемые результаты
В результате освоения
курса внеурочной деятельности обучающихся по «Основам финансовой грамотности»
должны отражать следующие результаты:
Личностные результаты:
1.
российскую гражданскую
идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной;
2.
гражданскую позицию как
активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
3.
сформированность основ
саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества;
4.
толерантное сознание и
поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с
другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
5.
навыки сотрудничества со
сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
6.
готовность и способность
к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
7.
бюджетная грамотность
позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы.
Метапредметные
результаты:
1.
умение самостоятельно
определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
2.
умение продуктивно
общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать
позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3.
способность и готовность
к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
4.
готовность и способность
к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников;
5.
умение использовать
средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
6.
умение определять
назначение и функции различных экономических институтов;
7.
умение самостоятельно
оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом
гражданских и нравственных ценностей;
8.
владение навыками
познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
1.
сформированность системы
знаний о бюджете и финансах в жизни общества;
2.
понимание сущности
финансовых институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;
3.
сформированность у
обучающихся стандартов новой финансовой потребительской культуры,
предусматривающей активное освоение гражданами современных способов сбережения
и инвестирования личных средств на основе легитимных институтов и инструментов;
4.
сформированность
экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях
относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать
ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и
общества в целом;
5.
развитие у обучающихся
социального неприятия любых финансовых предложений и услуг, которые находятся
вне сферы правового регулирования и выводят граждан из-под защиты Закона;
6.
владение навыками поиска
актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет;
умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать,
преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения
практических задач в реальной жизни;
7.
умение применять
полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных
социально-экономических ролей (потребителя, покупателя, продавца, заёмщика,
вкладчика, застрахованного, налогоплательщика);
8.
умение ориентироваться в
текущих экономических событиях в России и в мире;
9.
умение оценивать и
аргументировать собственную точку зрения по социально-экономическим проблемам,
по различным аспектам социально-экономической политики государства.
Естественно, для
получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой
программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть,
ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том
случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить
и родители. Хотя бы только потому, что некоторые вопросы финансовой грамотности
незнакомы даже взрослым и организация родительских лекториев по финансовой грамотности
позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.
Специалисты также
отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как
потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести
качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания
(но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным
делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей
поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.