"Финансовое просвещение"

Актуальность темы и имеющийся опыт работы

Актуальность развития финансовой грамотности школьников обусловлена последствиями социально-экономического кризиса, втягивающего в экономические отношения и подрастающее поколение.

Финансовая культура в современном развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе компетенция и правил поведения. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая финансовой компетентностью в личном опыте. У несовершеннолетних возникают ответно-защитные реакции подростков на процесс самостоятельного разрешения острых финансовых ситуаций, связанный с реализацией материальных и духовных потребностей.

В современном обществе семья испытывает существенные трудности по ряду причин: усиливается расслоение семей по уровню доходов;  растет  число  разводов; внебрачных  детей; разрушается традиционная структура семьи за счет  увеличения количества  непол-ных, материнских, альтернативных, маргинальных семей. Между тем, каждая вторая российская семья за гранью прожиточного минимума.

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.

Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты.

Стоит отметить, что от общего уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее экономическое развитие. Низкий уровень таких знаний приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом. Поэтому разработка и внедрение программ по повышению финансовой грамотности населения – важное направление государственной политики во многих развитых странах. Высокий уровень осведомленности жителей в области финансов способствует социальной и экономической стабильности в стране. Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д.

В России финансовая грамотность находится на низком уровне. Лишь небольшая часть граждан ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами. Такая статистика показывает, что заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне.

В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что подготовка молодого человека к разумному финансовому поведению, умению принимать решения в финансовой сфере, обеспечить личную финансовую безопасность и собственное благосостояние, а также способность и готовность внести вклад в развитие экономики, выступает актуальной задачей образования и ресурсом развития государства. Лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе, поскольку в современном мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка.

В нашей школе, также как и во многих других школах, учащиеся получают знания по основам финансово грамотности в рамках обязательного предмета "Обществознание", а также спецкурсов «Право» и «Экономика». Кроме того, знакомство с финансовой грамотностью происходит и на таких уроках, как математика, география, информатика, технология и др. Во время урочной деятельности для решения практических задач широко применяются задания финансовой направленности, так при знакомстве с электронными таблицами школьники учатся выполнять расчёты затрат на коммунальные услуги (свет, воду, газ); учатся планировать, прогнозировать и экономить семейный бюджет; производят расчёты заработной платы. Хороший опыт ведения хозяйства получают школьники, играя в обучающую игру «ЖЭКА».

Модель организации финансового просвещения в МКОУ «СОШ №3»

 

Организация финансового просвещения в школе должна строиться с учетом возрастных, социальных и психологических факторов, которые влияют на формирования у человека финансовых знаний, установок и привычек (устойчивых моделей финансового поведения).

Учет этих факторов и индивидуальных особенностей «получателя» просветительской информации определил содержание программ финансовой грамотности, и наиболее результативные способы и формы финансового просвещения в МКОУ «СОШ №3».

Введение «Основ Финансовой грамотности в МКОУ «СОШ №3» планируется в два этапа:

I этап - подготовительный (II полугодие 2018-2019 у.г.) - в ходе которого пройдут семинар-совещание для педагогов школы, Неделя финансовой грамотности, в которой примут участие обучающиеся 1-11 классов, встречи с работниками финансовых организаций, семинар для родителей и др.

IIэтап - введение курса «Основы финансового просвещения» в рамках внеурочной деятельности по предмету «Обществознание», как погружение в тему через реализацию 10 часовых образовательных модулей.

Образовательный модуль «Финансовая грамотность», в количестве 10 часов, предоставляет обучающимся возможность использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Финансовая грамотность затрагивает большой круг различных финансовых тем, начиная от ежедневных навыков ведения персонального финансового учета до долгосрочного - планирования личных финансов для выхода на пенсию.

Каждый Модуль это погружение в экономические темы, которые изучаются в рамках предмета «Обществознания». В каждом модуле рассматриваются теоретические вопросы. Закрепляющие и обобщающие занятия предусмотрены в игровой форме. Игровой вариант обобщающего и закрепляющего занятия выбран не случайно. Учащиеся средней школы еще очень восприимчивы к такой форме работы, к тому же экономика для них – совершенно новый и на первом этапе не очень понятный предмет. Игровые формы позволяют раскрепостить учащихся и вовлечь их в удивительно интересный мир экономики, сделать более насыщенными и увлекательными стартовые шаги в этой области.

В 5 классе, в рамках предмета «Обществознания» во второй четверти предусмотрено изучение раздела «Семья», где рассматривается такая тема, как «Семейное хозяйство», а в третьей четверти – «Труд – основа жизни». В связи с этим, во второй четверти необходимо ввести 

I Модуль по Основам финансовой грамотности «Учимся распоряжаться деньгами» (10 часов):

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

1

Что такое деньги и их функции

1

усвоение новых знаний

2

Игра «Копейка рубль бережет»

1

урок-игра

3

Личные и семейные доходы

1

усвоение новых знаний

4

Ролевая игра «Как увеличить доход»

1

ролевая игра

5

Личные и семейные расходы

1

усвоение новых знаний

6

Ролевая игра «Куда уходят деньги?»

1

ролевая игра

7

Семейный бюджет

1

усвоение новых знаний

8

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

1

усвоение новых знаний

9

Квест-игра «Семейный бюджет»

2

квест-игра

В 6 классе в рамках предмета «Обществознания» в первой четверти происходит изучение таких тем, как «Человек и его деятельность», «Потребности человека». Предполагается, что в 5 классе обучающиеся уже изучили такие разделы как «Семья», «Родина». Таким образом, в первой четверти в рамках внеурочной деятельности обучающихся происходит погружение в тему в рамках II Модуля Основ финансовой грамотности «Семья и государство: как они взаимодействуют» (10 часов):

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

1

Государство – это мы

1

усвоение новых знаний

2

Налоги, которые есть в нашей жизни

1

усвоение новых знаний

3

Деловая игра «Налоговый инспектор»

1

деловая игра

4

Страхование

1

усвоение новых знаний

5

Деловая игра «Страховой агент»

1

деловая игра

6

Защита прав потребителей

1

усвоение новых знаний

7

КВН «Потребитель всегда прав!?»

1

рок-игра

8

Социальные пособия: как они могут помочь в жизни

1

усвоение новых знаний

9

Игра «Что? Где? Когда?

2

игра

В 7 классе в рамках предмета «Обществознания» во второй четверти изучается большой раздел «Человек в экономических отношениях», в это же время целесообразно погружение в рамках внеурочной деятельности в III Модуль Основ финансовой грамотности «Финансовый бизнес: чем он может помочь семье» (10 часов):

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

1

Предпринимательство и предпринимательская деятельность

1

усвоение новых знаний

2

Формы предпринимательства

1

усвоение новых знаний

3

Собственный бизнес – собственные проблемы

1

усвоение новых знаний

4

Деловая игра «Бизнес план»

1

деловая игра

5

Реклама и бизнес

1

усвоение новых знаний

6

Деловая игра «Рекламное объявление»

1

деловая игра

7

С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен

1

усвоение новых знаний

8

Валюта в современном мире

1

усвоение новых знаний

9

Квест-игра «Строим свой бизнес»

2

квест-игра

В 8 классе в рамках предмета «Обществознание» во второй и третьей четверти изучается раздел «Экономика». Опираясь на знания полученные как в рамках курса «Обществознания», так и в рамках внеурочной деятельности по Основам финансовой грамотности, изученных в 5-7 классах В третьей четверти целесообразно ввести погружение в предмет через IV Модуль Основ финансовой грамотности «Банки: чем они могут быть полезны в жизни» (10 часов):

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

1

Что такое банк? Банковские услуги

1

усвоения новых знаний

2

Польза и риски банковских карт

1

усвоения новых знаний

3

Игра «Кто хочет стать банкиром?»

1

урок-игра

4

Кредит: зачем он нужен и где его получить

1

усвоения новых знаний

5

Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть

1

усвоения новых знаний

6

Деловая игра «Банковский кредит»

1

деловая игра

7

Обмен валют

1

усвоения новых знаний

8

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?Хочу такой сайт

1

усвоения новых знаний

9

Ролевая игра «Идем в банк»

2

ролевая игра

В 9 классе в рамках курса «Обществознание» изучение Основ экономики и Финансовой грамотности не предусмотрено. Однако в рамках внеурочной деятельности в третьей четверти обучающимся предлагается последний, V Модуль «Основы финансовой грамотности». Учащиеся, при прохождении этого Модуля повторяют и закрепляют все темы, которые были изучены ранее в рамках внеурочной деятельности на 10-часовых Модулях по Основам финансовой грамотности.

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

1

 Принятие финансовых решений.

1

повторение и закрепление

2

Зарабатывание денег.

1

повторение и закрепление

3

Самостоятельная жизнь.

1

повторение и закрепление

4

Личное финансовое планирование.

1

повторение и закрепление

5

Банковский сервис.

1

повторение и закрепление

6

О кредитах. 

1

повторение и закрепление

7

Налоги. 

1

повторение и закрепление

8

Социальное обеспечение

1

повторение и закрепление

9

Квест-игра «Мои первые шаги в мире финансов»

2

квест-игра

Таким образом, во время обучения в основной школе, обучающиеся получат основные знания по Основам финансовой грамотности, которые помогут им в дальнейшем осуществлять грамотное, разумное финансовое поведение.

 

План мероприятий по организации финансового просвещения

в МБОУ «СОШ №3»

 

Мероприятия

сроки

Целевая аудитория

Ответственные

I ЭТАП

1

Семинар-совещание «Введения Основ финансовой грамотности в образовательных учреждениях»

январь 2018

учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог,

педагог-психолог

директор,

зам.директра по НМР

2

Неделя финансовой грамотности

«Единый урок финансовой грамотности»

Круглый стол «Подрастающее поколение в мире денег»

Деловая игра «Банк идей»

Квест-игра «Экономический калейдоскоп»

«Путешествие в страну Капиталия»

Конкурс проектов «Мой бизнес проект»

Тематический семинар для родителей с приглашением специалистов

     

март 2018 года

1-11классы

 

зам.директора по НМР,

зам.директора по ВР,

учителя-предметники,

социальный педагог,

педагог-психолог,

классные руководители

5-11 класс

10-11 класс

8-9 классы

5-7 классы

1-4 классы

8-11 классы

родители

зам.директора по ВР

классные руководители

3

Включение в курс «Профессиональный выбор» лекционных материалов по финансовой грамотности, проведение деловых игр

в течение учебного года

9 классы

В.В.Кузнецова,

педагог-психолог

4

Решение практических экономических задач, связанных с жизненными ситуациями на уроках математики, экономической географии, информатики

в течение

ученого года

1-11

руководители ШМО математики, географии

5

Организация встреч с работниками банков, кредитных организаций, системы налоговых органов, финансистами и т.д.

в течение учебного года

5-11

зам.директора по НМР

6

Тематический семинар для родителей с приглашением специалистов

II п/г

2018-2019 у.г.

1-11

зам.директора по ВР,

классные руководители

II ЭТАП

7

Введение «Основ финансовой грамотности» в рамках внеурочной деятельности:

 

I Модуль по Основам финансовой грамотности «Учимся распоряжаться деньгами» (5 класс)

 

II Модуля Основ финансовой грамотности «Семья и государство: как они взаимодействуют» (6 класс)

 

III Модуль Основ финансовой грамотности «Финансовый бизнес: чем он может помочь семье» (7 класс)

 

IV Модуль Основ финансовой грамотности «Банки: чем они могут быть полезны в жизни» (8 класс)

   

V Модуль «Основы финансовой грамотности» (9 класс)

2018-2019 у.г.

5-9 классы

Козина А.А.,

учитель истории и обществознания

ноябрь-декабрь 2018 г.

5классы

Козина А.А.,

учитель истории и обществознания

сентябрь-октябрь 2018 г.

6 классы

Козина А.А.,

учитель истории и обществознания

ноябрь-декабрь 2018 г.

7 классы

Козина А.А.,

учитель истории и обществознания

февраль-март 2019 г.

8 классы

Козина А.А.,

учитель истории и обществознания

февраль-март 2019 г.

9 классы

Козина А.А.,

учитель истории и обществознания



















Планируемые результаты

В результате освоения курса внеурочной деятельности обучающихся по «Основам финансовой грамотности» должны отражать следующие результаты:

Личностные результаты:

1.  российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;

2.  гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;

3.  сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

4.  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

5.  навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

6.  готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

7.  бюджетная грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы.

Метапредметные результаты:

1.  умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

2.  умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3.  способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4.  готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников;

5.  умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6.  умение определять назначение и функции различных экономических институтов;

7.  умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8.  владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.



Предметные результаты:

1.  сформированность системы знаний о бюджете и финансах в жизни общества;

2.  понимание сущности финансовых институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;

3.  сформированность у обучающихся стандартов новой финансовой потребительской культуры, предусматривающей активное освоение гражданами современных способов сбережения и инвестирования личных средств на основе легитимных институтов и инструментов;

4.  сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

5.  развитие у обучающихся социального неприятия любых финансовых предложений и услуг, которые находятся вне сферы правового регулирования и выводят граждан из-под защиты Закона;

6.  владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в реальной жизни;

7.  умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, покупателя, продавца, заёмщика, вкладчика, застрахованного, налогоплательщика);

8.  умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире;

9.  умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по социально-экономическим проблемам, по различным аспектам социально-экономической политики государства.

 

Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые вопросы финансовой грамотности незнакомы даже взрослым и организация родительских лекториев по финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.

Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».